В одной из прошлых статей мы рассказывали об одном из видов мошенничества, которым промышляет в Липецке целая организация. Сегодня речь пойдет про мошенничество на досках объявлений. Написать данную статью меня побудил случай, произошедший лично со мной на Авито.
Итак, эта история началась после того, как я разместил объявление о продаже холодильника. Буквально через несколько минут на мой телефон позвонил мужчина и сразу согласился приобрести холодильник. Спросил, может ли он оплатить банковской картой. Получив мое согласие, он попросил номер карты и пообещал перезвонить.
Он действительно перезвонил через несколько минут. Сообщил, что готов забрать холодильник вечером, однако ему нужен чек, который я должен распечатать в банкомате. Я согласился. После чего мужчина предложил мне прийти к банкомату. Запахло мошенничеством.
Я знал, что распечатать чек в банкомате я могу. Для этого мне нужно войти в меню «История операций» (речь про банкомат Сбербанка) и, выбрав нужную операцию, напечатать чек. Однако мужчина действовал по-другому. Под предлогом, что у него карта другого банка, он потребовал, что бы мы оба находились у банкоматов. Он, якобы, переводит деньги, и у меня должен выйти чек. Далее он начал рассказывать, что я должен войти в меню подключения мобильного банка и ввести...ВНИМАНИЕ! - номер, который он продиктует.
На этом интересном моменте история заканчивается, «покупатель» моего холодильника был послан куда подальше. Я напишу, что могло бы произойти, если бы я продолжил операцию.
Дело в том, что при подключении мобильного банка в банкомате нужно указывать СВОЙ номер телефона, а не чужой. На этот номер поступит проверочное смс-сообщение с кодом. В моем случае это сообщение получил бы мошенник. После того, как он мне продиктует этот код, и я его введу, к моему счету будет привязан мобильный банк с чужим номером телефона, что позволит мошеннику взять его под свой контроль и снять все деньги. А если карта кредитная, то и кредит оформить.
В связи с этой историей хотелось бы дать нашим читателям несколько рекомендаций, которые можно объединить в два правила.
Правило первое – никаких банковских карт!
Как вы уже поняли, если откликнувшийся на ваше объявление о продаже покупатель настаивает на оплате товара исключительно на вашу банковскую карту, стоит сразу насторожится. Нередко мошенники просят не только номер карты, но и секретные данные с ее обратной стороны, срок действия, коды из приходящих из банка СМС – якобы для подтверждения операции или доступа в ваш онлайн-банкинг.
Помните: никогда и не при каких условиях не сообщайте данные вашей карты, особенно коды с ее обратной стороны.
Часто такие нечистые на руку покупатели даже не интересуются свойствами товара, сразу предлагают вам предоплату для «резервирования», звонят сразу же после опубликования объявления и отказываются от оплаты наложенным платежом. Задача мошенников – получить доступ к вашей карте через онлайн-банкинг и завладеть имеющимися на счете деньгами. Для этого вас могут попросить:
- использовать банкомат и следовать инструкциям мошенника, вводя передаваемые по телефону данные;
- зачитать или переслать секретный код из СМС;
- сообщить личную информацию и коды карт при звонке «из службы банка».
Получив доступ к вашему счету, мошенник может снять не только наличные средства с дебетовой карты, но и деньги в пределах установленного банком лимита с кредитной, а иногда – и с привязанных к основному счету в онлайн-банкинге сберегательных счетов. Помните: для зачисления денег на карту требуется только ФИО и номер карты получателя. Если у вас просят любые дополнительные данные и личную информацию – вы столкнулись с мошенником! Единственное исключение – перевод средств из одного банка в другой. В этом случае полные реквизиты банка для осуществления платежа можно бесплатно узнать через службу поддержки или в ближайшем отделении вашего банка.
Правило второе - никакой предоплаты!
Оплата товара вперед – обычная практика интернет-магазинов. Однако такую схему используют мошенники. Их задача – заставить вас заплатить за несуществующий товар. Необходимость получения предоплаты может быть обоснована срочностью продажи, невозможностью встретиться с продавцом для оплаты товара наличными из-за его нахождения в другом городе или банальной личной занятостью продавца.
В отличие от реально работающих интернет-магазинов, продавцы-мошенники не дают покупателям реальных контактных данных, договоров купли-продажи или других официальных документов, подтверждающих сделку. Отправив аванс или оплатив полную стоимость товара, а часто – и услуги по его доставке транспортной компанией, покупатель не получает оплаченный заказ.
Мошенничество на Авито с аудио аппаратурой, мобильными телефонами, дорогостоящей одеждой и мебелью чаще всего проходит по подобной схеме. Если при общении с продавцом у вас возникают сомнения в наличии, свойствах или качестве товара, вы не понимаете схемы расчета за товар, его цена существенно ниже, чем аналогичные предложения на сайте или продавец приглянувшегося товара находится в другом городе – откажитесь от рискованной сделки.
Чтобы избежать финансовых потерь при дистанционной покупке товара с предоплатой, необходимо сделать следующее:
- договоритесь с продавцом об оплате товара наложенным платежом при получении заказа в транспортной компании;
- попросите продавца подтвердить реальное наличие товара фотографиями с нескольких ракурсов или во время видеоконференции;
- самостоятельно проверьте данные продавца через поисковые системы и отзывы покупателей на Авито;
- не перечисляйте деньги на сотовый телефон – в 90% случаев такую схему оплаты используют мошенники.
Пожалуйста, будьте осторожнее!