С самого рождения каждый ребёнок стремится к тому, что ему кажется главным. Он стремится жить в обществе так же, как и взрослые. Он старается делать то же, что и взрослые, каждый раз, когда имеет такую возможность. Когда он такой возможности не имеет, он старается научиться делать что-либо, как взрослые. Потому что каждый ребенок хочет поскорее вырасти и стать взрослым.
Сначала ребёнок учится поднимать голову, ходить, говорить, пить молоко и есть кашу. Потом – одеваться, завязывать шнурки, рисовать на обоях... Собственно, обучение тому, что умеют взрослые, и является основным видом деятельности ребёнка практически любого возраста. Хотя мы, взрослые, часто относимся к этому легкомысленно: «он ковыряется», «он подражает», «он играет». И смотрим на это порой с умилением, а порой – с раздражением. А ребенок учится жить, вот что мы должны понимать, глядя на его игры.
Ребёнок, не отграничиваемый от мира взрослых, достаточно рано понимает, что такое деньги и зачем они нужны. Он видит, что финансовые отношения – неотъемлемая часть жизни взрослых. Естественно, и эту часть взрослой жизни он хочет сделать своей. По крайней мере, он хочет этому научиться. Ну что ж, значит, пора ему помочь. Социальное развитие, к сожалению, гораздо хуже идёт у детей без участия взрослых. А умение обращаться с деньгами – именно социальный навык.
Начать, конечно, лучше всего с теории. Стоит объяснить ребёнку подробней, почему нужны деньги и откуда они берутся. Кстати, разъяснение, что для обращения с деньгами необходимо уметь хорошо считать, очень стимулирует интерес к счёту.
Я знаю людей, которые считают интерес к счёту и чтению «неестественными», поскольку они были несвойственны нашим первобытным предкам. Однако, поскольку человек – существо социальное, для человеческого «детёныша» всегда было естественно изучать то, что является неотъемлемой частью нашего общества. А чтение, счёт, деньги и музыка давно стали такими частями нашего мира.
Не верите – просто оглядитесь. Мысленно уберите отовсюду буквы и цифры. Представьте себе, что все деньги на свете вдруг исчезли. Что все рекламы, фильмы, передачи по телевизору идут без музыки, а телефон звонит не мелодией, а бибиканьем. Мир останется, но это будет совсем другой мир. А пока мы живём в этом, и нам необходимо помочь нашим детям тоже научиться в нём жить.
Итак, для этого мы и объяснили нашему малышу, что такое деньги и их роль в отношениях между людьми (помним, что отношения бывают не только эмоциональными, но и рабочими, например?).
Однако любую теорию надо рано или поздно закрепить практикой.
Как же научить ребёнка обращаться с деньгами и понимать их «цену»?
Способ 1. Самый распространённый. Карманные деньги.
Карманные деньги – это одна и та же сумма денег, которую вы выдаёте своему маленькому человечку каждую неделю или каждый день. Он может тратить их, как хочет. Когда он обнаружит, что их вечно не хватает на что-то, расскажите ему о накоплении денег. Попробуйте сделать наглядно. Например, многие психологи рекомендуют это показать так: взять некоторое количество монеток одной стоимости. И начать строить из них башенку. Одну монетку положить на другую и спросить, много ли это денег? «Нет», ответит ребёнок. Выкладывая монетки дальше, через некоторое время вы построите такую башенку, что ребёнок скажет «да».
Можно сопровождать это историей про то, как белочка денежки откладывала. А потом, когда стало много, купила то, что раньше, когда тратила всё сразу, не могла купить. Однако однажды она собрала слишком много (башенка становится очень высокой и падает) и все её деньги пропали зря. Не стоит копить до бесконечности, но и не надо тратить деньги бездумно, вот в чём смысл истории.
После того, как расскажете ребёнку о возможности накопления денег, подарите ему коробочку, копилку, шкатулку или кошелёк, где он мог бы копить деньги.
Важные правила при введении карманных денег!
1. Сумма не должна зависеть от поведения ребёнка. Поведение – это не то, за что можно платить зарплату. Такие деньги развращают.
2. Сумма должна выдаваться регулярно. По той же причине, по которой ребёнку нужен режим – дети любят чувство определённости.
3. Вы не должны решать, на что ребёнок может или не может потратить свои деньги. Иначе смысл ему давать «свои» деньги!
4. Вы должны прекратить покупать ему разные мелочи. Теперь это его траты. И не давайте ему дополнительных денег. Он должен научиться рассчитывать свои затраты. Иначе зачем мы вообще всё это затеяли?..
Способ 2. Трудный. Зарабатывание денег.
Когда ребёнок уже более-менее разумно распоряжается своими деньгами, самое время для следующего этапа его «финансового» обучения – зарабатывания денег.
Насколько важным полагают это сами дети, можно видеть из нескольких жизненных примеров. Моя дочь, когда две недели «пожила» на заработки и карманные деньги одновременно, была поставлена перед необходимостью выбора: или зарплата, или карманные. Причём зарплата была меньше карманных, и она это понимала. И всё же – заработанные деньги ей показались привлекательнее выданных. Ей было неполных четыре года.
Когда её пятилетняя подружка узнала об этом, она стала отказываться от карманных денег и просить, чтобы ей дали работу.
Возможности для зарабатывания денег у детей могут быть самые разные. Подростки могут устраиваться дворниками, помощниками лесников, бэбиситтерами и т.п. С ними всё проще.
Но и детям помладше работу можно найти. Правда, скорее всего, в роли работодателя придётся выступить Вам или попросить кого то из знакомых им стать, при том, что деньги всё равно будут идти из Вашего кошелька.
Ребёнок может в таком случае работать у знакомого «приходящей прислугой», например, каждый день мыть посуду или раз в неделю прибираться в палисаднике. Выгуливать собак. Вычищать кошачий лоток и выносить мусор. Помогать собирать фрукты и овощи и гулять с ребёнком помладше. Убираться в лесу или на пляже (не обязательно разом и полностью, например, можно задать норму в один пакет мусора). Чистить обувь.
С особым удовольствием ребёнок работает, когда это делает на пару со взрослым. Кстати, это замечательная причина, чтобы он стал помогать в работе маме, если она работает на дому. Если она вяжет на заказ, он может помогать ей приносить шерсть, подавать клубки и т.п. Он может помогать убираться и вообще быть на подхвате, если она шьёт на дому, клеит коробочки (ребёнок школьного возраста также может клеить!), нанизывает бусы и т.п. Если папа – частник-столяр, то ребёнок может «работать» его подмастерьем.
Мне, как домашнему репетитору, четырёхлетняя дочь помогала готовиться к урокам и проводить их, а также брала на себя отвлечение младших братьев и сестёр учеников, чтобы они не мешали учебному процессу и не чувствовали себя обделёнными.
Чуть позже она стала «уборщицей» в детском центре – три раза в неделю после занятий приводила в порядок класс. Сейчас она помогает соседке ухаживать за садиком, разбитым в палисаднике, причём об этом она договорилась с соседкой без моей помощи, по собственной инициативе. Ей пять лет.
Как видим, возможностей в трудоустройстве ребёнка почти любого возраста много. А астрономическая зарплата в таком возрасте не нужна.
И тут, опять же, необходимо соблюдать несколько правил:
1. Нельзя оплачивать исполнение домашних обязанностей. Потому что это часть поведения. А за поведение, как мы помним, платить нельзя.
2. Выполнение работы и выдача зарплаты должны происходить регулярно.
3. Если у ребёнка есть работа, то он – рабочий человек, и требует к себе соответствующего отношения. Будьте к этому готовы. Не обманывайте его ожиданий. Конечно, даже рабочему человеку нельзя требовать пива или кидаться едой, если ему нет 21 года. Впрочем, после 21 года это тоже необязательно.
4. Желательно, чтобы у должности ребёнка было название. Это составляет особенную гордость малыша. Даже если это всего лишь «частный дворник» или «собачья няня».
5. Ребёнок имеет право тратить зарплату на своё усмотрение.
6. Вы должны прекратить покупать ему разные мелочи. Теперь это его затраты. Он теперь – Человек Зарабатывающий!
7. Следите, чтобы работа не мешала его основной деятельности. Хотя это происходит редко.
Автор данной статьи неизвестен.