|
Бунинские места
В 30 км от Ельца, в нынешнем Становлянском районе находится небольшая деревенька Озерки, которая благодаря Бунину известна почитателям его творчества во всем мире. Здесь, в елецкой деревне, формировалось поэтическое мировоззрение писателя. На елецкой земле пробудился, окреп и засиял его творческий гений.
Родившись в Воронеже в 1870 г., Иван Алексеевич Бунин все свое детство и юность провел в окрестностях Ельца. В Ельце он учился в гимназии.
В 1874 г. семья Алексея Николаевича Бунина поселилась на хуторе Бутырки, в 3 км от Озерок. В воскресные и праздничные дни Бунины часто наезжали к бабушке Анне Ивановне Чубаровой в ее усадьбу в Озерках. Деревня Озерки, как и родовая деревня Каменка, что в 1,5 км от нее, известна с XVIII века. Основателем ее, вероятно, был прапрадед писателя Семен Федорович Бунин. Деревня его сына Никифора Семеновча была с восемью крестьянскими дворами и занимала часть Озерок. От Н.С. Бунина маленькая деревня перешла к его сыну Аполлону, а затем к сыну Аполлона — Владимиру.
В Озерках находилась и усадьба деда Бунина по матери Александра Федоровича Чубарова. Чубаровская усадьба перешла к Буниным после смерти в 1881 г. бабушки Анны Ивановны. В Озерках Бунины прожили до 1894 года, когда, после распада семьи, усадьбу продали соседу Цвеленеву. Со времени переезда семьи из Бутырок в Озерки начинается творческий путь Бунина. Здесь им написаны его первые стихотворения, рассказы и очерки.
В радиусе 10 — 15 км вокруг Озерок лежат села и деревни, связанные с жизнью и пребыванием в них самого писателя, его родных и знакомых, ставшие местами действия многих произведений. Так, в деревне Огневке с 1892 г. жил его брат Евгений Алексеевич. Писатель часто бывал в усадьбе брата, подолгу жил там. В Огневке Буниным написан "Листопад" и переведена "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло. Усадьба Е.А. Бунина в Огневке изображена в рассказе "Антоновские яблоки" и повести "Деревня". В Огневской усадьбе в 1906 г. умер отец писателя Алексей Николаевич. Похоронен он недалеко от Огневки — в селе Грунин Воргол у Георгиевской церкви, сохранившейся до сих пор. В селе Злобине, что раскинулось по берегам реки Воргол в 7 км от Озерок, в Покровской церкви многие Бунины крестились, венчались, бывали на службах в праздничные и воскресные дни. На кладбище у храма многие из Буниных похоронены, здесь были когда-то могилы деда, бабки, дяди, тетки, малолетних братьев и сестер писателя.
Родовое поместье Буниных в Каменке (Семеновское) Иван Алексеевич увековечил в романе "Суходол". Лично ему не довелось жить в этой старинной бунинской усадьбе, но он хорошо знал ее по семейным легендам и преданиям. Каменка стала местом действия, а ее обитатели — героями многих произведений Бунина, начиная от самых ранних юношеских и кончая "жемчужиной русской литературы" — романом "Жизнь Арсеньева".
В селе Знаменском, что в 6 км от Озерок, на кладбище у церкви Знамения похоронены дед и бабка писателя по материнской линии, его дядя Иван Александрович Чубаров, на которого Иван Алексеевич, по словам матери, был похож и в честь которого получил свое имя. На Знаменском погосте покоятся также Рышковы — родственники Буниных и их соседи по Озеркам. По живописным берегам речушки Семенек, в 10 км от Озерок, раскинулось большое село Глотово(Васильевское), названное по первым владельцам Глотовым. В семью здешних помещиков Пушешниковых ушла вышедшая замуж двоюродная сестра писателя Софья Николаевна Бунина. В усадьбе Пушешниковых Бунин бывал с самого детства.
Вокруг Васильевского некогда находилось немало живописных усадеб, как, например, Колонтаевка или Скородное, которые Иван Алексеевич часто посещал пешком, в коляске или на бегунках зимой.
С 1906 г. пребывание И.А. Бунина в родных местах делила с ним Вера Николаевна Муромцева, ставшая спутницей жизни писателя. Вместе с Верой Николаевной ездили они к ее родственникам, жившим в 8 километрах от Глотова в селе Предтечево, к ее двоюродному дяде.
Таковы бунинские места нынешней Липецкой земли.
Будаков, В. “Пути меж колосьев и трав” : (Запустение царит в местах, описанных Буниным) / В. Будаков / / Труд. — 2001. — 16 мая. — С. 5.
Бунин Иван Алексеевич / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 1999. — Т. 1. — С. 155 — 158.
И.А. Бунин / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. — С. 258 — 265.
Дементьев, А. Журавли над Озерками : [будущее бунинских Озерок] / А. Дементьев / / Липецкая газета. — 2003 — 21 окт. — С. 3.
Дмитриев, А. Бунин в Липецке / А. Дмитриев / / Русь Святая. — 2001. — N10. — С. 5.
Дмитриев, А. Бунин в Липецком крае / А. Дмитриев / / Русь Святая. — 2000. — N9. — С. 12.
Дмитриев, А . Злобинский Покровский храм — усыпальница рода Буниных / А. Дмитриев / / Русь Святая. — 2001. — N10. — С. 4.
Курятников, В. Родовое гнездо Нобелевского лауреата : (в усадьбе великого русского писателя Ивана Бунина идут восстановительные работы) / В. Курятников / / Комсомольская правда — Липецк. 2002. — 16 авг. — С. 1.
Песков, В. Бунинские места / В. Песков / / Звезда. —2002. — 6 нояб. — С. 7.
Петров, В. Бунинские Озерки: время собирать камни! / В. Петров / / Липецкая газета. — 2002. — 24 авг. — С. 1.
Петров, В. Бунинские Озерки: над тихим прудом вырос дом... / В. Петров / / Липецкая газета. — 2002. — 14 июня. — С. 1 — 2.
Петров, В. Культурная приватизация : [у так и не созданного до сих пор музея-усадьбы И.А. Бунина в Озерках в ближайшее время появится собственник] / В. Петров / / Липецкая газета. — 2003. — 16 сент. — С. 1.
Петров, В. Окаянные дни бунинских Озерок? : [судьба родовой усадьбы великого сына России по-прежнему остается открытой] / В. Петров / / Липецкая газета. — 2003. — 26 авг. — С. 3.
Петров, В. Под небом Суходола : [Бунин и Липецкий край] / В. Петров / / Липецкие известия. — 1993. — 15 окт. С. 4.
Сорокин, И. Здесь, в Становом, ходил И.А. Бунин / И. Сорокин / / Русь Святая. — 2001. — N 8. — С. 13.
Дом-музей Плеханова
Дом-музей Плеханова создан по инициативе М.П. Трунова при участии Р.М. Плехановой, Л.Г. Дейч, Э.М. Зиновьева-Дейч, Н.А. Семашко в 1928 г. под названием "Дом Плеханова". До создания музея в 1925 г. в Липецком музее существовал уголок Г.В. Плеханова, созданный М.П. Труновым. По решению Совета министров РСФСР от 11 января 1954 г. за № 84 музей был закрыт. Экспонаты переданы в Липецкий областной краеведческий музей, где часть их была утрачена. Существующий ныне филиал Липецкого областного краеведческого музея (г. Липецк, ул. Плеханова, 36) основан в 1976 г. Дом-музей выдающегося теоретика и первого пропагандиста марксизма в России Г. В. Плеханова открыт 21 декабря 1977 г. после реставрации усадьбы, где с 1867 по 1880 г. жила семья Георгия Валентиновича и где он неоднократно бывал. Расположен музей в мемориальном доме, принадлежавшем отцу Г.В. Плеханова. В экспозиции (5 залов,89 кв. м.) — мебель, личные вещи, книги Г.В. Плеханова и другое. Создатель музея А.С. Бережанский.
Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 г. в селе Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне село Плеханово Липецкой области) в мелкопоместной дворянской семье отставного поручика. Мать его Мария Федоровна (родственница великого русского критика В.Г. Белинского) была образованной женщиной, приобщившей сына с детства к чтению книг передовых русских и иностранных писателей и мыслителей.
Блестяще окончив Воронежскую военную гимназию, он получает назначение во 2-е Константиновское юнкерское инженерное училище в Петербурге, однако вскоре оставляет военную службу и в 1874 г. поступает в горный институт.
В Петербурге Г.В. Плеханов активно включается в революционную работу. Скрываясь от преследований полиции, в 1876 г. вынужден был оставить учебу в институте. В том же году он вступает в народническую организацию "Земля и воля". Плеханов был одним из организаторов первой рабочей демонстрации в России 6 декабря 1876 г. у Казанского собора, где выступил с яркой политической речью против самодержавия. С этого времени он целиком отдается революционной работе и вскоре становится одним из самых энергичных и видных деятелей революционного народничества, редактирует нелегальный журнал "Земля и воля", пишет листовки и прокламации, руководит рабочими кружками. Как народник-агитатор он дважды ходил "в народ" для подготовки восстания, веря в возможность крестьянской революции. Однако такая агитация не давала желаемых результатов. Идеи народников слабо доходили до сознания крестьянства. Среди части народников широкую поддержку получает идея собственным примером террористической борьбы против самодержавия подтолкнуть крестьянство на революцию.
Преследуемый царизмом за революционную деятельность, Плеханов вынужден был эмигрировать за границу (в январе 1880 г.). Там он изучает марксистскую литературу, знакомится с рабочим движением, устанавливает личные связи с Ф. Энгельсом. Он порывает окончательно с народничеством и в 1883 г. создает марксистскую группу "Освобождение труда". В течение 20 лет Плеханов выступал как революционный марксист. Им написаны блестящие марксистские книги — "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "К вопросу о роли личности в истории" и многое другое.
Г.В. Плеханов был выдающимся теоретиком и пропагандистом марксизма. В.И. Ленин, высоко ценивший его философские произведения, указывал, что они принадлежат к числу лучших трудов по философии марксизма и историческому материализму. Своей деятельностью по пропаганде идей марксизма в России Плеханов и группа "Освобождение труда" подготовили второй период в развитии русской социал-демократии. Плеханов внес огромный вклад в первый период развития марксизма в России, но с наступление революционной эпохи не стал связывать марксистскую теорию с практикой пролетарской революции и перешел на позиции меньшевизма.
В марте 1917 г. после 37-летнего изгнания тяжелобольной Г.В. Плеханов возвращается в Россию. 30 мая 1918 г. в возрасте 62 лет он умер. Похоронили его на Волковом кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Белинского.
Русский народ чтит память Г.В. Плеханова. В Санкт-Петербурге организован Дом Плеханова. В его честь переименовано село, где он родился, его именем названы учебные заведения, улицы во многих городах страны.
Имя выдающегося земляка носят площадь и одна из центральных улиц Липецка. В городе по адресу Плеханова, 36 располагается дом-музей Георгия Валентиновича, рядом с музеем ему установлен памятник.
Андреев, В. Двери в музей первого российского марксиста по - прежнему открыты : [о музее Г.В. Плеханова в Липецке] / В. Андреев / / Липецкая газета. — 1996.— 26 сент. — С. 3.
Бережанский, А. Гудаловка : [родина нашего выдающегося земляка] / А. Бережанский / / Липецкая газета. — 1995.—31 марта.
Бережанский, А. Дом Г.В. Плеханова в Липецке / А. Бережанский / / Тамбовская правда. — 1976. —11 дек.
Г.В. Плеханов / / Путешествие по Липецкой области / сост В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. — С. 204 — 207.
Дом Плеханова / / Колтаков В.М. Памятные места Липецка. — Воронеж, 1976. — С. 27 — 31.
Елисеев, В. Плеханов в Липецке / В. Елисеев / / Сельская новь. — 1991. —19 июля.
Музей Г.В. Плеханова / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред. - сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2000. — Т. 2. — С. 373.
Ненахов, Е. Георгий Валентинович Плеханов и его родина / Е. Ненахов / / Ленинская искра. —1991. — 15 марта, 19 марта.
Плеханов Георгий Валентинович / / Липецкий Энциклопедический Словарь / сост. В.В Шахов. — Липецк, 1994 — С. 51: рисунок дома Плеханова.
Соколов, С. Георгий Плеханов и наш край / С. Соколов / / Грязинские известия. — 2001. — 8 дек. — С. 2.
Стрельников, С. Почему на памятнике народовольцам нет двух имен? / С. Стрельников / / Липецкая газета. — 1997. — 18 янв. — С. 6.
Задонский Богородицкий (Тешевский) мужской монастырь (ныне Рождество-Богородицкий мужской монастырь)
Один из древнейших мужских монастырей края. Основали Тешевский монастырь два монашествующих старца — Кирилл и Герасим. Точная дата основания Задонской обители у устья Тешевки неизвестна. В письменных источниках будущая Задонская обитель (под именем Тешевского монастыря) впервые появляется в 1615 г. К этому времени монастырь не только существовал, но и имел приписанную к нему слободу с крестьянами. К 1690 г. численность монахов выросла до 12 человек.
После разрушительного пожара 1692 г., дотла спалившего деревянные постройки, монастырь пришлось отстраивать заново. Среди бушевавшей огненной стихии неопаленной осталась лишь Владимирская икона Божией Матери, поставленная в иконостас первой церкви Владимирской еще первостроителями — старцами Кириллом и Герасимом. Слухи о чудесном спасении из пламени и без того чтимой в округе иконы заметно усилили приток паломников и пожертвований. Монастырь восстановлен деревянным.
В конце 30-х годов XIII века началось новое крупномасштабное строительство. С 1736 по 1741 г. велось строительство двухпридельной каменной церкви. Главный престол освящен был, как и прежде, во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Правый придел — в честь рождества Иоана Предтечи; левый — во имя Евсевия, епископа Самосатского. Кроме того, парадная, западная стена ограды и ворота в ней были выложены из кирпича. В 1740-х г. основные строения обители, включая и ограду, получили каменное воплощение.
Кое-что из построенного сохранилось до наших дней. Это, частично, кирпичная стена, отделяющая монастырский двор от колокольни и гостиницы, а также башня, завершающая северный конец старинной стены.
26 августа 1861 г. при большом стечении народа в монастыре был открыт доступ к святым мощам Тихона. В январе 1919 г. мощи были изъяты и возвращены в монастырь в 1991 г.
Задонский Богородицкий / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2000. — Т. 2. — С. 32 — 33.
Задонский мужской монастырь / / Путеводитель по Липецкму краю / сост. З.И. Есипова, Г.В. Тарасова. — Липецк, 2003. — С. 31 — 34.
Королев, А. Исцеление у Тихона : [Владимирский собор Задонского монастыря. Исцеления у мощей Тихона Задонского] / А. Королев / / Труд. — 2003. — 8 июля. —С. 7.
Косякин, А. Услышь молитву века... : (в Задонском Богородицком мужском монастыре состоялись торжества в честь памяти святителя Тихона Задонского) / А. Косякин / / Липецкая газета. — 2004. — 28 авг. — С. 2.
Макаров, А. Задонское повечерье : [Богородицкий храм Задонского мужского монастыря] / А. Макаров / / Наш современник. — 2003. — N 8. — С. 225.
Максимюк, В. К Тихону Задонскому : [Задонский мужской Богородицкий монастырь] / В. Максимюк / / Новая жизнь. — 2002. — 21 сент. — С. 2.
Морев, Л.А. История Задонского мужского монастыря. — Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2003. — 107 с. : ил.
Морев, Л.А. Под перезвон колокольный...: Задонск и Задонский Богородицкий мужской монастырь в досоветский период. Липецк, 1999. — 192 с. : фотоил.
Откуда есть пошла Задонская обитель : [Задонский мужской монастырь] / / Металлург. — 2001. — N 48. С. 28.
Пышкина, К. Задонская обитель : [Задонский мужской Богородицкий монастырь] / К. Пышкина / / Золотой ключик. — 2002. N — 22. — С. 6 — 7.
Степанищева, А. Освящена купальня : [освящена купальня, устроенная при святом Богородичном источнике у Задонского мужского монастыря] / А. Степанищева / / Задонская правда. — 2003. — 20 сент. — С.1.
Кропотово-Лермонтово
Кропотово — Лермонтово, деревня Лукьяновской сельской администрации Становлянского района, на левом берегу реки Любашевки. Основана в конце XVIII века елецким писцом С. Кропотовым и первоначально называлась по его фамилии. В 1791 г. имение куплено П.Ю. Лермонтовым, дедом будущего великого поэта. Здесь с 1817 г., после смерти жены Марии Михайловны, жил отец поэта Юрий Петрович. Сюда неоднократно приезжал Михаил Юрьевич. О его посещении Кропотова в 1827 г. свидетельствует приписка к стихотворению "К гению". После смерти отца М.Ю. Лермонтова — Юрия Петровича — господский дом в Кропотове (по завещанию) достался его сестрам. Принадлежавшую Михаилу Юрьевичу часть Кропотовского имения его бабушка продала сестре Юрия Петровича — Елене Петровне Виолетовой, а последняя, в свою очередь, продала все имение племяннице Н.М. Цехановской.
В предреволюционные годы Кропотовское имение много раз меняло хозяев. В 1941 г. лермонтовский дом сгорел при отступлении немецких войск вместе с другими строениями Кропотова.
Волкова, Е. Судьба лермонтовской усадьбы / Е. Волкова / / Звезда.—2004. — 14 окт.
Горлов, В. Кропотово — Лермонтово / В. Горлов / / Звезда. — 1984. — 11 дек.
Горлов, В. Кропотово — Лермонтово / В. Горлов / / Звезда. — 1984.— 27 ноя.
Гришаев, А. Вензель на тополе : [Лермонтов в Кропотово] / А.Гришаев / / Золотой ключик. — 1994. — N 20.— С. 6 — 7.
Елисеев, В. “Бедная колыбель его...” : [Кропотово] / В. Елисеев / / Заря. — 1990. — 23 янв.
Кропотово—Лермонтово / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2000.—Т. 2. — С. 199.
Лермонтовы / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов.—Липецк, 2000. — Т. 2. — С. 250 — 255.
Марков, М. Знакомое всем имя... : [Кропотово] / М. Марков / / Знамя Октября. — 1980. — 24 мая.
М.Ю. Лермонтов : [Кропотово—Лермонтово] / / Путешествие по Липецкой области / сост В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. — С. 168 — 174.
Провалова, З. Судьба лермонтовской усадьбы / З. Провалова / / Звезда. — 2004. — 16 марта. — С. 3.
Селезнев, Н. Полевая церковь, или забытые Лермонтовы / Н. Селезнев / / Липецкие известия.—2005.—2 февр.—С. 18.
Яблонский, А. “Бедная колыбель его... ”[Кропотово] / А. Яблонский / / Звезда. — 1991. — 1 авг.
Яблонский, А. “Бедная колыбель его...”: [последние дни М.Ю. Лермонтова, род Лермонтова на Липецкой земле] / А. Яблонский / / Ленинское знамя. — 1991. — 26 июля. — Фото : Дом Лермонтовых в Кропотове. Герб рода Лермонтовых.
Лотарево. Усадьба Вяземских
Старинные русские князья Вяземские проживали в Липецком крае с начала XIX века до октября 1917 г. Богатый владимирский дворянин князь Егор Александрович Вяземский в 1-й четверти XIX века женился на дочери усманского помещика Павла Михайловича Лотарева Прасковье. Сыновей у П.М. Лотарева не было, поэтому все его имения со временем перешли к роду Вяземских.
У Егора Александровича и Прасковьи Павловны Вяземских были два сына, Дмитрий и Александр, которые и поделили между собой все родительские имения, при этом владельцем усманских земель стал князь Дмитрий. Д.Е. Вяземский жил недолго — с 1813 по 1850 г. Выйдя в 1841 г. в отставку, в чине штаб-ротмистера лейб-гвардии Конного полка, он приехал в Усманский уезд и здесь женился на 18-летней дворянке Анне, дочери местного помещика Н.В. Вельяминова и от этого брака имел двоих детей — Леонида и Лидию.
Леонид Дмитриевич Вяземский владел в Усманском уезде 3200 десятинами земли. При нем стала создаваться и благоустраиваться княжеская усадьба Лотарево, находившаяся на правом берегу реки Байгоры, в окрестностях села Коробовки нынешнего Грязинского района.
Князь Л.Д. Вяземский организовал у себя в имении лесопитомник и обсадил все границы полей в имении лесополосой. Сделано это было задолго до знаменитых опытов проф. В.В. Докучаева в Каменной степи Воронежской губернии. Следовательно, князь Л.Д. Вяземский является одним из пионеров полезащитного лесоразведения в нашей стране.
В Лотаревской усадьбе им был организован один из самых известных в России конных заводов по разведению орловских рысаков. Питомец этого конного завода чистопородный орловский жеребец Зенит выиграл в свое время на скачках знаменитый приз "Русский Дерби".
В расположенном рядом с имением селе Коробовка князь Л.Д. Вяземский построил в 1872 — 1881 г. для местных жителей большую больницу, школу и церковь, а также пансионат для бедных детей окрестных жителей. Сын Л.Д. Вяземского Борис продолжил традиции своего отца по благоустройству Лотаревской усадьбы. Он много лет сам вел обширные наблюденя за сезонными явлениями в живой и неживой природе, на основании которых составил местный фенологический календарь. В библиотеке усадьбы была собрана уникальная коллекция книг по ботанике, орнитологии и другим разделам природоведения.
Князь Б.Л. Вяземский организовал в своей усадьбе небольшой зверинец, где содержались олени, фазаны и другие представители животного мира. К сожалению, все накопленные в имении хозяйственные и культурные ценности в 1917 г. были полностью разграблены окрестными жителями, а за годы советской власти разрушены все усадебные постройки. И только документы крупных государственных архивов страны однозначно говорят о большом значении ряда представителей княжеской фамилии Вяземских в истории России и их полезной и разносторонней деятельности на территории Липецкого края.
Бадюкин, Д. Вяземские: через века и страны / Д. Бадюкин / / Липецкая газета. — 2002. — 21 февр. — С. 6.
Боков, Н. Долгое возвращение Вяземских : [родовое имение Вяземских] / Н. Боков / / Липецкий меридиан. — 2003. — 24 мая. — С. 4.
Восстановлена историческая память : [восстановлен фамильный склеп, и перезахоронены останки князей Вяземских, обнаруженные при реставрации храма Дмитрия Солунского в селе Коробовка Грязинского района] / / Молодежный вестник. — 2001. — N 38. — С. 2.
Вяземские / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 1999. — Т.1. — С. 2.
Данилов, В. Образцовые хозяева усадьбы Лотарево / / Земля Липецкая : историческое наследие : культура и искусство / гл. ред. А.М. Тарунов. — М, 2003. — С. 243 — 246.
Елисеев, В. Вяземские / В. Елисеев / / Липецкие известия. — 1999. — 5 февр. — С. 5
Костина, О. Покаяние : [род Вяземских на Липецкой земле; перезахоронение останков] / О. Костина / / Де-факто. — 2001. — 25 — 31 окт. — С. 11.
Лотаревская “книга судеб”: дневник князя Вяземского : [связь с липецким краем] / / Наше наследие. — 1997. — N 39 — 40. — С 59 — 87.
Смерть князя Вяземского / / Добринские вести. — 2004.—20 янв. — С. 3.
Усадьба Вяземских “Лотарево” / / Путеводитель по Липецкому краю. — Липецк, 2003. — С. 36 — 37.
Музей Л.Н. Толстого на станции Лев Толстой
Музей на станции Лев Толстой — это памятник всенародной скорби. Здесь все напоминает о тех днях, когда Россия прощалась со своим великим писателем.
В ноябре 1910 г. маленькая, ничем не примечательная железнодорожная станция Астапово стала известна всему миру: в доме начальника станции прошли последние семь дней жизни Льва Николаевича Толстого, здесь он скончался. Отсюда содрогнула мир телеграмма: "Астапово. 7 ноября. В 6 часов 5 минут утра Лев Николаевич Толстой тихо скончался".
В день смерти великого писателя железнодорожники предложили создать "национальный памятник" в доме, где умер Толстой. С тех пор в комнате больше никто не жил, и сохранилась она в том виде, в каком была в день смерти Льва Николаевича. Все лишние вещи убраны. Оставлены только диван, кресло, два стула, круглый стол посреди комнаты, ночной столик у постели и ширма, а также две кровати, на одной он лежал, на другую его перекладывали при смене белья. В первые годы советской власти дом стал мемориальным музеем. В его небольших комнатах развернута литературная экспозиция. Подлинные документы, фотографии, газеты, телеграммы заставляют почувствовать напряженную тревожную атмосферу семи дней болезни Толстого.
Вокзал, станционные постройки, улочки, примыкающие к вокзалу, и теперь выглядят так же, как в тот день, когда их увидел великий писатель.
Станция Астапово переименована в станцию Лев Толстой. Большие станционные часы показывают всегда одно и то же время: 6 часов 5 минут.
“Астапово” : 1910 — 1990. Памяти Льва Николаевича Толстого / сост. С.П. Панюшкин, В.В. Шахов. — [Липецк, 1990]. — 16 с.
Еремеева, С. “Семь дней до бессмертия” / С. Еремеева / / Родина. — 2004. — № 1. — С. 126 — 128.
Кратова, П. Астапово. Мысль семейная / П. Кратова / / Библиотека в школе. — 2003. — 16 — 30 сент. — С. 50.
Крылова, Р. Одной святыней больше / Р. Крылова / / Липецкая газета. — 2003. — 20 нояб. — С. 3.
Кукрак, С. “Благо в том, чтобы любить людей” / С. Кукрак / / Золотой ключик. — 2003. — 9 сент. — С. 6 — 7.
Л.Н. Толстой / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. —С. 174 — 182.
Музей Л.Н. Толстого на станции Лев Толстой / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З.И. Есипова, Г.В. Тарасова. — Липецк, 2003. — С. 63 — 64.
Неверов, И. “Положение тяжелое. Тревожно ждем...” / И. Неверов / / Липецкая газета. — 2003. — 9 сент. — С. 3.
Ремизов, Р. Не зарастет сюда народная тропа... / Р. Ремизов / / Народное слово. — 6 сент. — С. 2.
Хочу кричать истину... Лев Николаевич Толстой и Липецкий край : биобиблиогр. указ. / Липец. обл. универс. науч. б-ка. —Липецк : “ИГ” “ИНФОЛ”, 2003. — 128 с.
Раненбургская крепость
Раненбургская крепость — фортификационное сооружение Петровской эпохи.
На рубеже XVII — XVIII веков не осталась в стороне от бурной преобразовательной деятельности Петра I и наша земля. Проезжая на корабельные верфи, царь часто останавливался в Слободском (впоследствии Раненбург, ныне Чаплыгин), где в 1695 г. для него были построены два хоромных брусчатых строения и один апартамент, затем здесь была возведена крепость. Она имела пятиугольную форму, пять фортов и была окружена земляным валом и рвом, наполненным водой. Внутри крепость имела несколько каменных, в один и два этажа, строений и деревянную башню. Эти здания располагались по внутреннему периметру стен пятиугольника, каждая из которых достигала пятидесяти сажен длины. Под крепостью, на реках Ягодной и Становой Рясах, была сделана плотина. Образовалось озеро, на котором можно было плавать на парусных судах. В крепость вели трое ворот. В 1702 г. крепость была подарена князю Александру Даниловичу Меншикову — другу и сподвижнику государя. Царь собственноручно сделал чертеж выстроенной крепости и на плане написал название "Оранибурх" (впоследствии это название трансформировалось в Раненбург). После смерти Петра I закончилась и карьера "полудержавного властелина". В 1727 г. Меншиков приехал в свою вотчину в качестве ссыльного, а через несколько месяцев был отправлен отсюда в сибирское Березово. Все владения князя были отобраны в казну.
Найденные в архивах документы дают возможность проследить дальнейшую судьбу крепости. Широкая перепланировка городов России в конце XVIII века коснулaсь и Раненбурга, преобразованного в город. Тогда же он получил генеральный план. При его составлении архитекторы-планировщики учли историческое прошлое Раненбурга. Несмотря на то, что к моменту составления генплана крепость уже сильно разрушилась, а здания в ней обветшали, была поставлена задача не только сохранить, но и увековечить как место размещения этих древних сооружений, так и форму пятиугольной крепости.
Так город Раненбург, на основе преемственности, получил ярко выраженное самобытное лицо, выполненное в застройке и дошедшее до нашего времени.
В настоящее время в Чаплыгине восстановлен дом светлейшего князя Меншикова.
Богданов, А. Крепость цвета оранж / А. Богданов / / Раненбургский вестник. — 2003. — 29 мая. — С. 3.
Елисеев, В. Раненбургский узник / В. Елисеев / / Раненбургский вестник. — 2004. — 11 дек. — С. 3.
Потешная крепость в Раненбурге / / Рудаков Л.Е. По следам легенд : очерки по истории городов и памятников Липецкой области / Л.Е. Рудаков. — Воронеж, 1980. — С. 83 — 85.
Раненбург — город Меншикова / / Земля Липецкая : историческое наследие : культура и исскуство. — М. 2003.—С. 314 — 326.
Томин, В. Вторая жизнь дома Меншикова / В. Томин / / Липецкий меридиан. — 2003. — 16 — авг. С. 1.
Шлыков, В. Раненбургская крепость / В. Шлыков / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2001. — Т. 1. — С. 144.
Раненбургская Петропавловская пустынь
В "Хрониках" Добролюбова следующее описание: "Петропавловская пустынь находится в двух с половиною верстах от города Раненбурга, при реке Московой Рясе. Она основана около 1712 г., по благословению Стефана, митрополита Рязанского, и устроена иждивением князя Александра Даниловича Меншикова в собственных его дачах, "для богомолья о здравии Государя Императора Петра I и о упокоении родителей князя Меншикова".
Напомним вкратце историю основания Раненбургского мужского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла.
В 1702 г. царь Петр I праздновал победу: после длительной осады была взята крепость Шлиссельбург. На радостях царь подарил своему соратнику и любимцу князю Меншикову село Слободское, лежащее на полпути между Москвой и Воронежем. В том же году Меншиков устроил здесь "мызу" — дачу, и часто приезжал сюда отдохнуть и развлечься.
В 1703 г. царь Петр I проездом в Воронеж, где на верфях строились корабли Российского флота, остановился на мызе Меншикова и повелел построить здесь крепость, которую назвал Ораниенбургом. А князь А.Д. Меншиков уже по своей инициативе и за свой счет, с благословения митрополита Московского и Рязанского Стефана Яворского, решил построить обитель для моления о здравии Государя Петра I и об упокоении душ своих родителей.
В 1711 г. в Ораниенбург был прислан иеромонах Тихон, под руководством которого и был возведен деревянный храм во имя покровительствующих царю святых апостолов Петра и Павла. Князь Меншиков своим указом от 28 июля 1712 г. учредил при храме "Петропавловскую пустынь" с числом монашествующих 12 человек вместе с настоятелем-смотрителем, священником и дьяконом.
Есть предание, что пустынь построена на том самом месте, где Петр I чудесно спасся от нападения разбойников.
К началу 1917 г. пустынь была ограждена каменной стеной по периметру в 263 сажени с шестью башнями, было построено четыре церкви. Вокруг храмов были расположены каменные корпуса зданий для настоятеля и братии, трапезная и пекарня, за оградой три двухэтажных корпуса с номерами для богомольцев и странников, и многое другое, а так как монастырь располагался на богатых черноземах, то имел хороший сад, огромную пасеку, а также пахотные земли.
Петропавловская пустынь из достопримечательностей имела: крест деревянный, обложенный серебром и вызолоченный, со святыми мощами в нем, пожертвованный князем А.Д. Меншиковым; две старинные иконы, присланные в дар обители Петром Великим, и богато устроенную плащаницу. Особенно много богомольцев привлекла к себе обитель, когда получила самую дорогую святыню — чудотворную Тихвинскую икону Богоматери (которая в настоящее время находится в действующей церкви Михаила Архангела, в селе Кривополянье).
Более двух веков Раненбургская Петропавловская пустынь была "духовным питомником" и "духовной врачебницей" православных. Раненбургская обитель явила миру немало истинных ревнителей веры, настоящих подвижников, святость обретших своим терпением, послушанием, взаимным братолюбием. Среди этих "светильников веры" первым стоит отец Мельхиседек. Также особо чтимые в Петропавловской пустыни были: иеросхимонах Наханаил, иеросхимонах Пиор, архимандрит Ириней. Были в пустыни и другие иноки, просиявшие благочестием веры: отец Гермон и отец Аврамий, отец Серафим с братом Самуилом.
Раненбургский монастырь в начале 1920-х был разорен, а в 1928 г. — закрыт. В начале 1930-х взорван центральный храм. Строения монастыря в значительной степени были разрушены. В 1990-е годы началось его постепенное восстановление.
В 2003 г. Священный Синод постановил быть в Раненбургской Петропавловской пустыни вновь мужскому монастырю.
В настоящее время на территории монастыря совершается литургия в одном из отремонтированных братских корпусов, проживают несколько послушников, но так как монастырь полностью разрушен, требуются колоссальные средства на его возрождение.
9 июля 2004 г. состоялся традиционный (седьмой) крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Тихвинской от Михаило-Архангельского храма в селе Кривополянье к возрождающейся Петропавловской пустыни. Совсем скоро чудотворный образ вернется на место своего первоначального пребывания, в Петропавловскую пустынь.
Панкратов, Ю. “Сияющие подвигами веры” : [Раненбургская Петропавловская пустынь] / Ю. Панкратов / / Раненбургский вестник. — 2002. — 15 июня. — С. 3.
Петропавловская пустынь / / Земля Липецкая : историческое наследие : культура и искусство. — М., 2003. — С. 320.
Солодков, С. Раненбургская Петропавловская пустынь / С. Солодков / / Раненбургский вестник. — 2004. — 18 дек. — С. 2.
Тягунов, В. Раненбургская Петропавловская пустынь возрождается / В. Тягунов / / Де-факто. — 2001. — 15-21 нояб. — С. 11.
Урусово
Село Урусово Чаплыгинского района Липецкой области известно с очень давнего времени. Получило оно свое название "Урус" — город — от татар, так как здесь во времена их нашествия существовало сторожевое русское укрепление. В XVI веке для защиты этого городка сюда были определены на царскую службу семьи дворян и детей боярских, получившие значительные земельные наделы. Среди них были Бунины. В XVIII столетии владелец села Урусово Петр Максимович Бунин основал здесь свою родовую усадьбу. В 1788 г. его старшая дочь Мария, сестра известной поэтессы Анны Петровны Буниной, вышла замуж за Николая Петровича Семенова, деда ученого-географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Отец Петра Петровича Петр Николаевич Семенов женился в 1821 г. на внучке известного московского архитектора и академика Карла Ивановича Бланка. Петр Николаевич в 1830 г. построил в селе Урусово новую усадьбу с большим каменным особняком. В дальнейшем эта усадьба и дом переходят во владение старшего сына, брата Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского — Николая Петровича Семенова. Последний, будучи большим любителем дендрологии, сажает великолепный парк из редких древесных пород многих стран света. О своих опытах по акклиматизации он публикует ряд интересных трудов. Ныне его парк цел, хотя множество некогда посаженных здесь редких растений в нем отсутствует.
Старая усадьба Буниных в начале 20-х годов XIX столетия была куплена князем Петром Николаевичем Кропоткиным. Его внук Петр Алексеевич Кропоткин, как известно, прославился не только географическими исследованиями и путешествиями, но и как революционер, теоретик анархизма. В Урусове он бывал неоднократно.
Таким образом, с селом Урусово связана жизнь ряда выдающихся деятелей русской науки и культуры: первой русской поэтессы Анны Буниной, крупнейшего русского ученого-географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского, известного революционера и вместе с тем географа и исследователя Сибири П.А. Кропоткина.
Омороков, Ф. Забытый исторический памятник : [Урусово] / Ф. Омороков / / Знамя Ленина. — 1976. — 26 авг.
Село Урусово (Семенов-Тян-Шанский ) / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З.И. Есипова, Г.В. Тарасова. — Липецк, 2003. — С. 69 — 71.
Село Урусово : [с. Урусово Чаплыгинского района] / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. — С. 143 — 145.
Урусово / сост. С.П. Панюшкин. — Липецк, 1995. — 32 с. — (Родники Липецкие).
Часовня Петра и Павла в Липецке
Часовня построена в 1872 г. к 200-летию со дня рождения Петра Великого на Старобазарной площади, где стояла древняя Христорождественская церковь, сгоревшая 11 сентября 1806г. По преданию, Петр I бывал в Христорождественской церкви и даже принимал участие в ее закладке. Часовня Петра и Павла была приписной к Христорождественскому собору. В 1931 г. часовня разобрана, кирпич использован на строительстве электростанции.
Известный липецкий архитектор Владимир Тягунов в статье "Свято место...", опубликованной в газете "Де-факто" N 96 за 2001 г., пишет: "Более ста лет назад наши потомки, благодарные преобразовательной деятельности Петра Великого, к 200-летию создания регулярного морского флота в России открыли в Липецке Петровскую часовню. Это был своеобразный мемориальный памятник в виде культового сооружения, и размещался он возле курортного зала Липецких минеральных вод на повороте к Петровскому спуску".
Архивные документы 1912 г. донесли до нас такие сведения: "Часовня открыта по Указу Тамбовской духовной консистории от 27 июля 1895 г. Строилась городским обществом на старой Вознесенской Базарной площади в память основателя г.Липецка императора Петра I. Часовня каменная, 5 сажень шириной и столько же длины, кроме паперти; имеет крыльцо, от земли до кровли около 6 сажень. Наверху 5 глав, 4 на углах устроены на круглых невысоких тумбах, средняя возвышается от кровли сажени на 4. Все главы вызолочены червонным золотом, оканчиваются крестами. В окнах вделаны разноцветные стекла. Над крыльцом устроен фронтон на 4 колоннах". Эти сведения и многочисленные фотографии первого липецкого фотографа Василия Цаплина послужили материалом для компьютерной обработки и составления архитекторами Ю. Курочкиным и В. Рулевым проекта воссоздания этого монумента, а осуществили его высококлассные специалисты из СУ-11 треста "Липецкстрой".
В 90-х ХХ века создается Фонд возрождения часовни святых Петра и Павла под председательством главного редактора газеты "Русь святая" И.Т. Сорокина.
В 2001 часовня восстановлена на другом месте по благословению Митрополита Мефодия. Средства выделены администрацией Липецкой области.
20 декабря 2001 г. часовня вновь распахнула свои двери.
Ильин, С. Золотые крест да маковка / С. Ильин / / Комсомольская правда. — 2001. —16 нояб. — С. 1.
Часовня Петра и Павла в Липецке / / Липецкая Энциклопедия: в 3 т. / ред. - сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2001. — Т. 3. —С. 461.
Надеждина, Н. Возрождение святыни / Н. Надеждина / / Добрый вечер. — N 51 .— С. 6.
Тягунов, В. Свято место... / В. Тягунов / / Де-факто. — 2001. — 7 — 10 дек. — С. 1,3.