Экономика города Липецка и его инфраструктура динамично развиваются. Строятся новые районы, открываются новые производства, возделывается земля и выращивается урожай.

Земельные и минерально-сырьевые ресурсы 

Преобладающие типы почв - черноземы, которые занимают свыше 85 процентов всей территории. Земельный фонд - 2404,7 тыс. га.

Полезные ископаемые области представлены 300 месторождениями: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает первое место в РФ. Значительны залежи торфа. Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

Промышленность

nlmkПромышленное производство является основой экономического потенциала области, на его долю приходится около 60% валового регионального продукта.

В 2003 году произведено продукции на сумму более 120 млрд. руб. с ростом на 5%. Липецкая область - один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Область занимает первое место по производству бытовых холодильников и морозильников (более 40% от общероссийского производства), четвертое место по производству стали (14% от общероссийского) и проката черных металлов (16%), является крупным производителем сахара-песка (7%) и плодоовощных консервов (29%).

Промышленный комплекс области состоит из 194 крупных предприятий, носит многоотраслевой характер, включает в себя черную металлургию, машиностроение и металлообработку, электроэнергетику, химическую, легкую, пищевую промышленности и промышленность стройматериалов, 97% предприятий - негосударственные. В числе крупнейших промышленных предприятий - акционерные общества: ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", который выпускает десятки видов высококачественной металлургической и другой продукции, ОАО "Липецкий тракторостроительный завод", выпускающий универсальные пропашные тракторы, ЗАО "Завод холодильников "Стинол", ОАО "Липецкэнерго", ОАО "Липецкхлебмакаронпром", ЗАО "Липчанка", ЗАО Завод "Росинка", ОАО ЭКЗ "Лебедянский", ОАО "Липецкий хладокомбинат", ОАО "Липецкцемент", АОЗТ СУ-11 "Липецкстрой" и др. Химическая промышленность: заводы — азотно-туковый (на базе коксохимического производства Новолипецкого металлургического комбината), «Химпродукт», резинопластмассовых изделий.

Предприятия области поддерживают отношения с фирмами из 90 стран мира.

В 2006 году начала строиться особая экономическая зона «Липецк». Она вплотную примыкает к восточной границе города и является, как бы, продолжением его промышленной зоны, в которой уже находятся предприятия итальянских компаний — заводы Indesit по выпуску холодильников и Ariston по выпуску стиральных машин, а со строительством ОЭЗ эта территория вплоть до небольшого городка Грязи, превратится в «долину белой техники», наподобие «силиконовой долины» в Калифорнии.

Сельское хозяйство 

Благоприятные климатические условия, наличие черноземов, которые составляют 85% всей территории области, способствуют развитию растениеводства, которое является основой сельскохозяйственного производства. Площадь сельхозугодий занимает свыше 1958 тыс. га, из них пашня - почти 80% территории области, 22,3 тыс. га земли отведено под плодовые сады. В области насчитывается свыше 350 сельскохозяйственных предприятий, более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств. Традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются: производство зерновых, сахарной свеклы, картофеля, разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство. Урожайность зерновых культур составила (в первоначально-оприходованном весе) 30 ц/га (в Центральном федеральном округе-22,2 ц/га, в РФ-17,8 ц/га), сахарной свеклы - 317 ц/га (в ЦФО-245 ц/га, в РФ-228 ц/га).

В области развита перерабатывающая промышленность, в которой работают сахарные заводы, мясокомбинаты, предприятия по переработке молока, а также крахмало-паточные заводы и спиртзаводы. Плодоовощное сырье перерабатывают несколько крупных консервных заводов, ряд хозяйств располагает собственными цехами по выработке консервов. Кроме того, в области действует несколько предприятий комбикормовой промышленности.

Торговля

В городе стремительно развиваются предприятия торговли современных форматов. В 2006 году открылись гипермаркеты «Metro Cash&Carry» (10 тыс. м²) , «Real» (36 тыс. м²) , «Перекрёсток» (12 тыс. м²), «Линия» (13 тыс. м²) и другие. Как следствие, обеспеченность торговыми площадями на начало 2007 года достигла 375 кв.м на тысячу жителей. Но уже в 2009 году уровень обеспеченности может превысить 600 кв.м на тысячу жителей, так как к этому времени завершится строительство целого ряда крупных объектов - ТРЦ «Корстон» (76 тыс. м²), «Липецкая ярмарка» (65 тыс. м²), «Кит-Кэпитал» (17 тыс. м²) и других.
Самый же крупный ТРЦ, общая площадь которого составит 130 тыс. м², обещает построить к 2010 году девелоперская компания Advantage group (ADG). Этот торговый молл будет располагаться недалеко от центрального рынка.

Транспорт

LipAvtoЛипецк имеет развитую транспортную инфраструктуру, с другими регионами его связывают железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Аэропорт «Липецк» находится в 10 км от города, из него ежедневно осуществляются рейсы на Москву и Санкт-Петербург, имеется также ряд рейсов в другие города России, кроме того действует авиатакси. Автомобильные дороги имеют выход на федеральные трассы М4 «Дон» и М6 «Каспий», а также на трассу «Орел — Липецк — Тамбов».

jd vokzalВ связи с интенсивным развитием региона, открытием особой экономической зоны «Липецк», транспортную инфраструктуру города ждут большие перемены. Так, липецкий аэропорт уже в 2008 году должен получить статус международного. Одновременно будут вестись работы по его реконструкции, инвестиции на эти цели составят свыше 3 млрд рублей до 2010 года. Запланировано строительство липецкой кольцевой автодороги (ЛКАД) с мостовым переходом через Матырское водохранилище и с развязками возле ОЭЗ. Только на строительство восточного периметра ЛКАД с эстакадами и мостовым переходом будет потрачено 7,9 млрд рублей. Работы начнутся тоже в 2008 году, за этот год планируется освоить 500 млн. рублей, будут проведены работы по освобождению и подготовке территории (в настоящее время в местах прохождения трассы находятся дачные домики и частное жильё).

Городской общественный транспорт представлен автобусами, троллейбусами и трамваями. Ежедневно липчан перевозят 118 троллейбусов и 70 вагонов трамвая (данные на ноябрь 2007 г.) , правда, в настоящее время трамвай практически ушел из центральной части Липецка, но активно используется в районах городских новостроек и в Левобережье. Трамвайному движению в Липецке в ноябре 2007 г. исполнилось 60 лет. В настоящее время в стадии проработки вопрос введения скоростного трамвая.

Связь

centr-telecomРынок местной электросвязи пока остаётся высоко монополизированным - основную долю контролирует филиал ОАО ЦентрТелеком. Компания предоставляет услуги фиксированной телефонной связи и услуги интернет-доступа под торговой маркой «Домолинк».
Однако в настоящее время активно стали развивать свои услуги и другие операторы - компании ТрансТелеком и ГолденТелеком.
Так, например, весной 2007 года ТрансТелеком сдал в эксплуатацию первую в Липецке волоконно-оптическую сеть, построенную на основе технологии GEPON (Gigabit Ethernet Passive Optical Network). Эта технология является одной из самых современных, обеспечивающей высокую скорость передачи информации (до 1,2 Гбит/с). Таким образом, потребители получили дополнительные возможности для надежной, быстрой передачи информации любых объемов в режиме реального времени, а ряд организаций в городе (филиалы Сбербанка, Траст банка, Славинвест банка и др.) уже стали клиентами «ТрансТелекома».
Операторы сотовой связи представлены компаниями компаниями МегаФон, МТС, Вымпелком и Tele2. Планируется приход в регион компаний Скай Линк и др.

Строительство

su11Строительный комплекс области обладает высоким потенциалом. В числе крупнейших строительных предприятий: ЗАО СУ-11 "Липецкстрой", ОАО трест "Липецкстрой", ОАО "Промстрой", ОАО "Спецфундаментстрой", ООО "Кантри", ОАО "Елецспецстрой"; предприятия стройиндустрии - ОАО "Липецкцемент", ОАО "Липецкий комбинат силикатных изделий", ОАО "Завод Железобетон", ОАО "Стройдеталь".  Сохранены высокие темпы ввода жилья. В 2003 году сдано в эксплуатацию 348 тыс. кв. метров жилья, в том числе индивидуального 176 тыс. кв. метров, в том числе в сельской местности 115 тыс. кв. метров.  Продолжается реализация областных программ "Свой Дом" и ипотечного жилищного кредитования. С участием программы "Свой Дом" за 2003 год обеспечен ввод в эксплуатацию 161 тыс. кв. метров для специалистов, занятых в сельскохозяйственном производстве, молодых семей, работников бюджетной сферы и других.  В целях расширения строительства в сельской местности современного благоустроенного индивидуального жилья с оплатой его в рассрочку продукцией с личных подворий, разработана система долгосрочного льготного кредитования, предусматривающая погашение займа сельскохозяйственной продукцией в течение 10 лет. Последние пять лет идёт активная застройка города. Основное строительство развернулось в юго-западном направлении, в центре и в районе Манежа. Формируются новые большие районы - Елецкий и Университетский. По словам главного архитектора Липецка, темпы очень высоки, город растёт «не по дням, а по часам».[2] В 2006 и 2007 годах объёмы строительства превысили плановые показатели. Тем не менее, спрос на новое жилье остается высоким. Стоит упомянуть ещё обо одном грандиозном проекте, реализация которого будет происходить в ближайшие годы. Возле юго-западной границы Липецка планируется построить город-спутник, который получит название Романово. Этот проект общероссийского масштаба и по размаху уступает только проекту Большого Домодедово в Московской области. Город-спутник Романово расположится на территории около 5700 га, а проживать там будет порядка 130 000 человек.

Коммуникации

Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Территорию пересекают три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России. По насыщенности автомобильных дорог область входит в первую десятку регионов России. Современные автомобильные магистрали связали Липецк со всеми сопредельными областными центрами, а также с трассами федерального значения: Москва - Ростов, Москва - Волгоград. Расположенный в окрестностях Липецка аэропорт способен принимать самолеты любого класса.

Имеются все современные системы связи, которые позволяют быстро и надежно связаться с любой точкой Земли. Растет число клиентов сети Интернет. Завершается перевод телекоммуникаций на цифровые технологии и создание единой оптоволоконной сети.

Обеспечивается трансляция 12 программ телевидения и 12 радиоканалов.

Образование

Основная часть высших учебных заведений находится в областном центре, а всего по области 21 ВУЗ, из них 3 государственных университета, 1 муниципальный институт, 2 негосударственных вуза и 15 филиалов (7 государственных и 8 негосударственных). В государственных и муниципальных вузах и филиалах обучается свыше 30 тыс. студентов, еще примерно столько же - в частных.

ВУЗы города: 

  • ЛГТУ - Липецкий государственный технический университет
  • ЛГПУ - Липецкий государственный педагогический университет
  • ЛЭГИ - Липецкий эколого-гуманитарный институт
  • ЛМИПЭ - Липецкий муниципальный институт права и экономики

Филиалы иногородних ВУЗов: 

  • ЛФ ВЗФЭИ - Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал
  • ЛФ МИКТ - Международный институт компьютерных технологий, филиал
  • ЛФ НГЛУ - Нижегородский государственный лингвистический университет, филиал
  • ЛФ МГУТУ - Московский государственный университет технологий и управления, филиал
  • ЛФ МНЮИ - Московский новый юридический институт, филиал
  • ЛФ БУПК - Белгородский университет потребительской кооперации, филиал
  • ЛФ ВЮИ - Владимирский юридический институт, филиал
  • ЛФ ВИМВД - Воронежский институт Министерства внутренних дел, филиал
  • ЛФ ИММиФ - Институт менеджмента, маркетинга и финансов, филиал
  • ЛФ ИМПЭ - Институт международного права и экономики, филиал
  • ЛФ ВЭПИ - Воронежский экономико-правовой институт, филиал
  • ЛФ ОРАГС - Орловская региональная академия государственной службы, филиал

Инвестиции 

В 2003 году сохранена тенденция роста инвестиций в основной капитал. Объем капитальных вложений составил более 13 млрд.руб., что на 12% выше уровня 2002 года. 

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования характеризуется увеличением доли привлеченных средств с 37% до 43%.